Екатеринодарский паровой маслобойный завод
бывшего «Товарищества Л.В.Штейнгеля и В.В.Вондалковского»
1985 — 1917 г.г.
До вложения капиталов в маслобойную промышленность имя барона Л.В.Штейнгеля было достаточно известно в Кубанской области, как одного из крупнейших землевладельцев (Лабинский отдел, село Кубанское, близ Армавира).
Выходец из обрусевших прибалтийских немцев, российский подданный, он постоянно проживал во Владикавказе, а сферой хозяйственных интересов ему служила Кубанская область. Частично сельхозсырье собственного производства он обрабатывал на предприятиях, принадлежащих ему же.
Однако, здесь уместно внести определенную поправку: благоустроенное и обширное имение «Хуторок» ни юридически, ни фактически никогда ему не принадлежало. Оно принадлежало его племяннику Владимиру Рудольфовичу Штейнгелю , а до него его отцу. Имение получило европейскую известность после того, как в 1900г. на всемирной выставке в Париже, экспонаты имения «Хуторок» удостоились нескольких медалей (между тем отдельные авторы утверждают обратное).
3 июля 1895 года барон Леонгард Васильевич Штейнгель и дворянин В.В.Вондалковский, проживавший в г.Екатеринодаре, заключили договор о полном товариществе «для устройства в г.Екатеринодаре парового маслобойного завода под фирмою «Паровой маслобойный завод Л.В.Штейнгеля и В.В.Вондалковского».
Срок договора определяется десятилетним, а сумма капиталов не опредлялась, что действовавшим тогда законодательством вполне допускалось.
Обращает на себя внимание и такое условие — непосредственное руководство предприятием и распоряжение делами товарищества переходило к Вондалковскому. Возможно 56 летнему барону оказалось трудно одновременно хозяйствовать во всех своих хозяйственных объектах.
Характеризуя городскую ситуацию накануне пуска завода, старший инспектор Кубанского областного статистического комитета А.С.Собриевский отмечал, что
«…маслобойное производство в Екатеринодаре до настоящего времени (лето-осень 1895 года — В.Ч.) развито весьма слабо: вся эта отрасль промышленности исчерпывалась двумя-тремя небольшими маслобойнями самого несовершенного устройства с простыми ручными винтовыми прессами.
«… Теперь заканчивается устройством три новых бывших маслобойни: наибольшая, паровая компании Штейнгеля-Вондалковского. Она предполагается на широких началах (сделаны уже большие запасы семян), с производством олифы, будет отведено значительное место и производству льняного масла, которое у нас совсем не бъется».
Этот же автор не относил Екатеринодар к крупным рынкам растительного масла, т.к. продажа и покупка его носила более или менее случайных характер.
Итак, первый период, — период становления товарищества и строительства, — занял чуть более 4-х месяцев: от заключения 3 июля 1895 года договора о полном товариществе до пуска завода в начале ноября того же года.
Сам пуск в действие парового маслобойного завода под фирмою «Л.В.Штейнгель и В.В.Вондалковский» состоялся 5 ноября 1895 года (по старому стилю). Так как это был Х1Х век, то для перевода на новый стиль следует прибавить 12 дней, а не 13, как это требуется в ХХ веке.
Таким образом, завод стал действующим 17 ноября 1895 года.
Завод построен по проекту инженера Фельзерн (жителя Риги), проектная производительность — 320 пудов в сутки. На наш взгляд, К.Живило допускал явное преувеличение, когда писал, что открытие этого завода составляет для г.Екатеринодара и населения здешнего района особую экономическую эру, т.е. знаменующий новый крупный исторический период в развитии города, его экономики и промышленной структуры. Однако, автор верно подметил в свете тех.замечаний, как высказал А.С.Собриевский накануне постройки завода, общую тенденцию перехода на индустриальную ступень производства продукта. Ни более того.
Число рабочих на заводе достигло 32 человек. Но кроме них, при необходимости нанимались поденщики. Мощность паровой машины, приводящей в движение заводские механизмы равнялась 48 л.с., три гидравлических пресса.
С момента открытия завода начался второй период в истории предприятия. Акционирование открыло третий этап.
Произошла не простая смена товарищества на акционерное общество (компанию). Инициатор сумел заинтересовать 15 обладателей свободных сумм, причем всех из прибалтийских жителей. Это обстоятельство позволило определить основной капитал в 500 тыс.руб., что в свою очередь дало возможность увеличить материально-техническое оснащение предприятия. Так, к трем ранее функционировавшим гидравлическим прессам добавилось еще четыре, а паровых машин стало две, общей мощностью 75 л.с. Постоянных рабочих стало 67 чел.
Кроме того, акционеры увеличили количество хранилищ, открыв два новых (в станицах Пашковской и Усть-Лабинской). Всего стало три, и несколько «ссыпок».
Таким образом, произошла модернизация предприятия, что увеличило его конкурентноспособность. Кстати, акционеры в лице правления и ревизионной комиссии, держались обособленно. Значительно увеличился объем вывоза готового продукта (в столицы, Прибалтику, на север Европейской части страны).
В целом третий период, продолжавшийся до 1913 года, оказался удачным. Но примерно с 1900 и по 1907 г.г. в истории акционерного общества были трудные годы, т.к. перепроизводство подсолнечного масла в стране затрудняло сбыт продукта. Годовая производительность, по данным на 1913 год, выражалась в сумме 1.300.000 руб.
Наконец, четвертый этап развития завода под фирмой «Екатеринодарского парового маслобойного завода акционерного общества, бывшее барона Штейнгеля», занял 1914-февраль 1917 г.г.
Он характеризуется многочисленными трудностями, связанными (или порожденными) первой мировой войной. Мобилизация части рабочих в армию, трудности в получении топлива (хотя использование шелухи временно решало проблему, но температура пламени (огня), была значительно ниже, чем при использовании твердого топлива и некоторые др.
Достоверных сведений о производительности и сбыте продукта за годы этого этапа выявить не удалось. Если не считать общих, округленных фраз: «жизнь предприятия едва теплилась», «отдельные месяцы завод вырабатывал до половины довоенного месячного уровня» и т.п.
Наконец, в январе-феврале 1917 года завод «временно прекратил производство». Последний документ, содержащий об этом информацию, датирован 17 февраля 1917 года.
В заключении нельзя не сказать о рассуждениях ряда авторов относительно критериев определения размера маслозавода (мелкий, средний, крупный). Во-первых, главный критерий,- объем суточного производства продукта — установлен только в 1909-1913 годах. До этих лет в литературе широкое распространение получили субъективные мнения и оценки.
А, во-вторых, если следовать правилам 1909-1913г.г., то маслозавод, о котором идет речь в настоящей справке, попадал под номинацию «мелкий», т.к. инженеры-технологи, экономисты и предприниматели условились, что:
Мелкие заводы — это предприятие с суточным производством от 100 до 400 пудов масла
.
Средние — от 401 до 1000 пудов масла.
Крупные — от 1001 до 1600 и более.
Правда, не учитывались другие виды изготовленного продукта (олифы, льняного, сурепного и др.), между тем последние виды продукта на изучаемом заводе составляли отдельные месяцы, едва ли не половину всего месячного объема производства. Поэтому полагаю, что есть основания относить предприятие к номинации «средний».